Полная версия

Главная arrow Этика и эстетика

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

Сравнение гуманистической и авторитарной этики

Таблица 1.1

Критерии отличия

Виды этики

Гуманистическая

Авторитарная

Авторство нравственных норм и принципов

Сам человек и его личностные критерии в понимании добра и зла

«Авторитет», который задает параметры добра и

зла

Исполнитель нравственных норм и принципов

Сам человек, который компетентен в вопросах

морали и может критически воспринимать сложившуюся нравственную

ситуацию

Довольно часто не сам автор, а общество, которое

находится в подчинении

(например, политического или религиозного характера). Критическое восприятие нравственных

норм наказуемо

Цель этики

Человеческая жизнь, свобода и собственность

Интересы государства, партии или религии

Средства достижения

цели

Все средства, которые служат самореализации личности (как духовные, так и материальные)

Человек рассматривается как орудие для достижения интересов государства, партии или религии

Методы регуляции

Свобода индивидуального выбора человека

Внешнее принуждение (иногда через моральное или физическое насилие)

Моральные принципы

Индивидуализм, стремление к самореализации, но

при этом признание такого же права за другими

Коллективизм и унификация личностных интересов

Однако при всех своих различиях, на первый взгляд, данные этики могут выступать как две стороны одной медали. Рассмотрим, как данный парадокс может проявляться:

  • • они одновременно могут присутствовать в одной и той же эпохе в качестве регулятивов человеческого поведения;
  • • в поведении человека могут давать о себе знать и гуманистическая, и авторитарная этики. Например, на личностное поведение подростка (гуманистическая этика) может оказывать влияние давлеющая мораль родителей (авторитарная этика);
  • • гуманистическая этика может насаждаться авторитарным путем. Яркий исторический пример — принятие языческой Русью христианства;
  • • в отдельных случаях авторитарная этика может выступать наиболее действенной силой. Пример — жесткая сила авторитетной власти в период кризисной ситуации (война, экологическая катастрофа и т.п.).

В связи с этим трудно дать однозначно положительную или однозначно отрицательную характеристику двум видам этики. Разумнее в каждом конкретном случае подходить индивидуально.

Как гуманитарная дисциплина этика соприкасается со многими дисциплинами данного цикла. Например, педагогика воспитывает человека, основываясь на представлениях о должном поведении, которые предоставляет ей этика. Когда же мы задумываемся о том, как формировать это должно-нравственное поведение, мы прибегаем к знаниям психологии. Ее задача — предлагать наиболее оптимальные пути по формированию эмоционально-волевых качеств личности. Кроме того, и психология, и педагогика решают загадку мотивации морального выбора человека в определенной ситуации.

Взаимодействуя с социологией, этика «задает» модель нравственно-нормативного поведения в обществе. Социология, в свою очередь, предоставляет механизмы контроля нравственного поведения членов общества, а также информацию о количественной и качественной оценке норм и ценностей, которые осуществляют регуляцию человеческого поведения в обществе.

Сегодня много говорят об экологической этике, что иллюстрирует связь этики с экологией. В данном взаимодействии этика вырабатывает нормы и принципы нравственного поведения человека не только в системе «человек — человек», но и в системе «человек — природа». Именно безнравственное отношение человека к природе стало определяющей причиной экологического кризиса современности.

 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>