ВВЕДЕНИЕ В СОЦИОЛОГИЮ БЕЗОПАСНОСТИ

БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ДИСКУРСА

Усложнение общества, безумная динамика его развития, революция в пространстве информационно-коммуникационных отношений стали причиной смены парадигмы общественного развития и изменения картины мира, в которой яркими красками выступают сюжеты неопределенности, неустойчивости и рискогенности общественного развития, поставившие на повестку дня чрезвычайно остро вопрос о безопасности человечества.

Вместе с тем в научном мире, несмотря на актуализацию проблемы безопасности на всех ее уровнях: личности, общества, государства, мира в целом, — до сих пор не найден консенсус по поводу того, что же следует понимать под этим феноменом. Безусловно, когда речь заходит о безопасности, все мы прекрасно понимаем, что имеется в виду, и кажется, что нет ничего проще, чем объяснить данное понятие. Но не так-то все просто, как кажется. Проблема заключается в многогранности и многоаспектности понятия безопасности, включающего в себя огромный спектр явлений: природных, социальных, экономических, политических, культурных, коммуникативных, — и иных систем.

По этому поводу В.В. Федоров пишет следующее: «Подходы к исследованию безопасности, существующие сегодня, освещают одно и то же явление, но каждый под свойственным ему углом, и способны разрешить проблемы лишь определенного спектра сферы безопасности»[1]. Традиционно под безопасностью понимается «отсутствие опасности, т.е. ситуацию, при которой для кого-нибудь или чего-нибудь не существует угрозы со стороны кого- или чего-либо»[2]. В основе данного понимания безопасности как отсутствия опасности находится этимологическая природа самого термина «безопасность» — «без-опасность».

Иногда безопасность трактуют также как отсутствие угроз. Однако трудно себе представить такую ситуацию, особенно в современном обществе, в которой бы совершенно отсутствовала какая-либо опасность или угроза для личности, общества или государства. Тем более что ситуация опасности, если говорить о личности как субъекте безопасности, во многом конструируется психикой личности и не всегда отражает реальную ситуацию как опасности, так и безопасности.

Следовательно, к данному пониманию безопасности как отсутствия опасности или ее отрицания следует добавить также такое состояние, при котором объект (индивид, социальная группа, общество и т.д.) испытывает чувство защищенности, даже при наступлении какой-либо опасности.

Более глубокое понятие безопасности раскрывается в определении В.И. Кушлина, согласно которому безопасность трактуется как некая философия существования живого, его жизнедеятельности и развития, применимая к самым различным процессам, как природным, так и социальным, и отражающая не только специфические признаки феномена безопасности в конкретной сфере деятельности, но и включающая в себя то общее, типическое, устойчивое, что характерно для всех областей жизнедеятельности человека и общества1. И это общее, по мнению данного автора, состоит в том, что безопасность как условие и стратегия защиты от опасности нацелена, в конечном счете, на выживание социальной системы, личности, общества и государства. Очевидно, что в данном ключе безопасность рассматривается как свойство социальной системы, ее способность противостоять разрушительным воздействиям внутренних и внешних сил и сохранять свою жизнеспособность.

Не все ученые согласны с такой трактовкой безопасности, считая, что безопасность создается в процессе социальной деятельности, способствующей формированию состояния защищенности и в целом безопасности личности, общества, государства. На этом основании выделяется еще один подход к пониманию безопасности как специфической деятельности, направленной на выявление, предупреждение, устранение и отражение опасностей и угроз, способных нанести ущерб развитию личности, общества, государства, а также на обеспечение условий защищенности всего социума и его отдельных представителей в рамках создания необходимых условий для благоприятной жизни, реализации жизненных стратегий, планов, потребностей индивидов и целей общественного и государственного развития.

В этом толковании безопасности заложен еще один аспект трактовки данного понятия — как состояния защищенности. Именно этот смысл заложен в официальном документе — Федеральном законе от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», в рамках которого в числе базовых принципов обеспечения безопасности указывается принцип соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Достаточно пространное, но содержательное по своей сути определение безопасности дано известным специалистом в этой области В.Н. Кузнецовым, по мнению которого безопасность — это сетевая устойчивая совокупность необходимых и достаточных факторов, надежно обеспечивающих: достойную жизнь каждого человека; защищенность всех структур жизнеспособности семьи, общества и государства; их мечту, цели, идеалы, ценности и интересы, их культуру и образ жизни, справедливость, традиции от неприемлемых рисков, от внутренних и внешних вызовов и угроз; способность эффективно предотвращать формирующиеся опасности на основе культуры компромисса по поводу благополучия и справедливости для всех1.

Итак, безопасность как научная категория рассматривается в следующих ракурсах:

  • • безопасность как отсутствие опасности;
  • • безопасность как свойство социальной системы;
  • • безопасность как специфический вид деятельности;
  • • безопасность как состояние защищенности.

Каждый из этих подходов актуализирует свою предметную область исследования безопасности, что, безусловно, способствует расширению научного знания о таком феномене как «безопасность», но в наиболее широком контексте безопасность понимается как свойство социальной системы. Более того, этот подход наиболее адекватно отражает сущность понятия «социальная безопасность», о чем сказано будет несколько позже.

Таким образом, безопасность — комплексная категория, охватывающая важнейшие сферы жизни государства и общества, связанные между собой отношениями взаимовлияния и взаиморазвития, что обусловливает применение термина «социальная безопасность» как фундаментальной интегрирующей категории, с помощью которой следует изучать проблемы безопасности личности, общества и государства.

Центральной категорией в теории безопасности выступает понятие угрозы. Однако ни в отечественной, ни в зарубежной научной

Кузнецов В.Н. Безопасность и справедливость как смысл стратегии развития России в XXI веке // Навигут. 2008. № 2. С. 21.

литературе это понятие еще не получило единого толкования. Часто «угроза» ассоциируется с «опасностью», что не всегда можно считать верным, так как опасность не может однозначно расцениваться как угроза, которая носит более объективированный и конкретизированный характер и, как правило, всегда направлена на конкретный объект.

Развести понятия «опасность» и «угроза» сложно в современном мире, который пронизан как опасностью, так и угрозами. Можно сказать, что современное общество постоянно находится в состоянии опасности, так как отсутствует уверенность в завтрашнем дне, а социальная стабильность как таковая сменилась состоянием неопределенности, в котором риск и опасность стали основными элементами функционирования современного общества, названного У. Беком «обществом риска»[3].

Отечественные исследователи считают, что «угроза безопасности — это совокупность намерений и возможностей социального субъекта, способных представлять ущерб жизненно важным интересам личности, общества и государства»[4].

Источником формирования угроз и рисков, подрывающих развитие современного общества и создающих опасность для существования человечества, являются различные процессы как социального, так и природного характера, в связи с чем их можно подразделить на следующие виды:

  • природные (землетрясения, наводнения, ураганы, цунами и т.д.);
  • экологические (загрязнение окружающей среды, глобальное потепление, похолодание и т.д.);
  • эпидемиологические (различные эпидемии, распространение которых в условиях глобализации представляет серьезную угрозу для здоровья населения. Последние десятилетия, например, ознаменовались появлением ряда незнакомых прежде человечеству эпидемий, таких как птичий, свиной грипп и т.д.);
  • техногенные (катастрофы, взрывы, пожары и т.д.);
  • социальные (войны, теракты, различные социальные конфликты, вызванные напряженностью в области межэтнических, социально-политических, конфессиональных отношений, а также связанные с ростом социального расслоения, бедности, преступности, девиантности в обществе);
  • социально-психологические угрозы, связанные с различными психическими расстройствами, снижением социального и психического самочувствия населения, ростом агрессии, жестокости, равнодушия, социальной апатии в обществе.

Несмотря на значимость угроз несоциального характера для безопасности человечества, в настоящий момент именно социальные угрозы как продукт деятельности человечества выходят на первый план в ряду угроз, представляющих серьезную опасность для существования современного мира. Техногенный характер развития человечества, создающий определенные блага для жизни человека, привел к тому, что само существование человечества становится под угрозу, что мы уже наблюдали в эпоху холодной войны, когда весь мир замер в ожидании катастрофы, связанной с возможностью ядерной войны ввиду противостояния США и СССР — двух сверхдержав с противоположными идеологическими и политическими системами.

На сегодняшний день основная угроза исходит от действий, связанных с террористическими актами, которые символизируют собой рост напряженности между Востоком и Западом как двух цивилизационных систем, различие между которыми на культурно-идеологическом, мировоззренческом и конфессиональном уровне на протяжении всей истории человечества выступало источником напряженности и конфликтности.

Эскалация источников угроз социального происхождения выдвигает, по мнению Н.И. Зинченко, на первый план проблему социальной безопасности как интегрирующей категории человеческого бытия, гораздо более важной, нежели традиционно и активно обсуждаемые в социологическом дискурсе военные, политические, экономические и иные аспекты национальной безопасности1, с чем мы полностью согласны и что является обоснованием для трактовки социальной безопасности в самом широком аспекте как фундаментальной интегрирующей категории, включающей в себя все многообразие ее проявлений, обеспечивающих безопасное, устойчивое и целостное существование социальной системы.

Другими словами, социальная безопасность — это способ функционирования социальной системы, обеспечивающий сохранение ее целостности, устойчивости и жизнеспособности в процессе взаимодействия ее структурных составляющих (подсистем: экономической, политической, демографической, информационной, культурной и т.д.; элементов: социальных групп, организаций, институтов, отдельных индивидов) между собой и с окружающей средой на протяжении существования и развития общества.

Данное определение будет выступать базовым для нашего учебника, основанное на понимании опасности как способа существования социальной системы, способствующего разрушению ее целостности, устойчивости и в целом жизнеспособности[5].

  • [1] Федоров В. В. Государство как объект глобальной и региональной безопасности // Власть. 2008. № 12. С. 56.
  • [2] Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Основы обеспечения безопасности России: Учеб, пособие. М.: Экономика, 2003. С. 9.
  • [3] Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
  • [4] Буркин А.И., Возженников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: РАГС, 2005. С. 58—59. Зинченко Н.И. Социальное измерение безопасности России // Социологические исследования. 2007. № 2.
  • [5] Якупов Л. М. Понятия «опасность» и «безопасность» как философские категории //Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. Мат-лы XIII Междунар. науч.-практ. конф. по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (г. Москва, 14-15 мая 2008 г. МЧС России). М.: Куна, 2008. С. 75.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >