ЭПТОН СИНКЛЕР: «СОЦИАЛИСТ ЧУВСТВА». «ПИСАТЕЛЬ-БОРЕЦ С СОЦИАЛЬНЫМ ПОДХОДОМ»
В одной из последних книг Эптона Синклера, его «Автобиографии» (1962), воспроизведена оригинальная фотография: 84-летний писатель, бодрый, худощавый старик в клетчатой рубашке, стоит рядом с превышающей его собственный рост пирамидой, сложенной из томов, им написанных. Их около сотни.
ХУДОЖНИК В ГУЩЕ СОБЫТИЙ: ПИСАТЕЛЬ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ, РЕФОРМАТОР
За семьдесят лет творческой жизни, на редкость активной и продуктивной, он обращался к разным сферам американской жизни, выступал практически во всех жанрах: писал романы, драмы, повести, памфлеты, газетные статьи, пропагандистские трактаты, социологические эссе, биографии и автобиографии, киносценарии, составлял антологии. Его произведения были переведены почти на 60 языков. Это был один из наиболее читаемых в мире авторов. В его архиве — более полумиллиона страниц рукописей; его эпистолярное наследие с трудом поддается обзору и учету: это десятки тысяч писем. Среди адресатов, с которыми он переписывался, до 1300 известных деятелей политики и литературы, науки и искусства. В их числе Франклин Делано Рузвельт и Уинстон Черчилль, Альберт Эйнштейн и Ромен Роллан, Анри Барбюс и Сергей Эйзенштейн, Бернард Шоу и Герберт Уэллс и множество других. [1] ношением к нему серьезной академической критики. Для нее он был социологом, журналистом, вторгшимся в мир изящной словесности, к тому же безжалостно принесшим эстетические критерии в жертву прямолинейной пропагандистской установке. Когда в 1930 г. группа литературных и общественных деятелей (в нее входили Бернард Шоу, Джон Дьюи, Альберт Эйнштейн и др.) выдвинула кандидатуру Синклера на Нобелевскую премию, против решительно выступил известный литературовед консервативного толка Артур Куин. Для А. Куина и его коллег Эптон Синклер был плоским проповедником скучно-пуританского будущего (как считал Уолтер Липпман), поставщиком популярной «беллетризованной социологии», страдавшим чуть ли не эстетической гдухотой.
Синклер во многом отличался от привычного типа литератора. Ван Вик Брукс относил его к особой категории писателей-публицистов. Специфика его творчества определялась лежащей на поверхности тенденциозностью его книг, их пропагандистской установкой. Бернард Шоу считал, что Синклер — «писатель-борец с социальным подходом», для которого перо — оружие, а «литературные приемы интересны не сами по себе, но как средство донести до читателя свои идеи». Поясняя свою мысль, Шоу пишет: Эптон Синклер «не Генри Джеймс, а скорее всего Даниэль Дефо».
Он — представитель той новой тенденции, которая решительно заявила о себе в литературе на переломе веков. XX столетие. Эпоха революционных потрясений и социальных катаклизмов поставила перед мастерами культуры новые задачи. Возрастает общественная активность писателей, которые уже не замыкаются в чисто художественной области. Как результат прямого, непосредственного отклика литературы на острейшие общественные вопросы убыстряется процесс активного вторжения в нее философии, социологии, политики. Это имело и положительные, и негативные стороны.
В драматургии линию интеллектуального театра, остро идейного, дискуссивного, просветительского представляет Бернард Шоу. В близком к нему идейно-эстетическом плане творит Бер-тольд Брехт, «социалистический просветитель». Герберт Уэллс наряду с бытописательскими романами развивает жанр романа публицистического, напоминающего порой беллетризованный трактат, в котором пропагандирует свои теории переустройства мира. Высокой интеллектуально-философской насыщенностью отличается творчество Анатоля Франса, Томаса Манна. Идеи экзистенциализма находят свое художественное выражение у Альбера Камю, Жана-Поля Сартра. Современная литература вообще оказывается весьма восприимчивой к модным морально-философским теориям: это видно и в театре «абсурда», и в различных формах романа-притчи. Но особенно близок Э. Синклер к Шоу и Уэллсу. У них действительно много общего: неуемная плодовитость, общественная активность, убеждение в силе социальных реформ и выступления на стороне прогресса. Но главное — это, конечно, их приверженность к социалистическому идеалу.
В своем творчестве Э. Синклер отразил тот широкий, общий для XX в. процесс, когда чистая беллетристика «врастала» в смежные области общественной мысли, а писатели стремились не только воздействовать на чувства, но и на умы своих читателей. Литература явно обретала «просветительское» качество, хотя, конечно, далеко не всегда защищаемые в ней концепции отличались истинностью.
На этом фоне Синклер выделялся своей приверженностью не столько к философским категориям, сколько к социологии, экономике. Это был писатель специфически американский, деловитый, практичный.
В его работах о литературе, и это существенно, мало говорится о специфике писательского труда в плане эстетическом. Он делает заметный акцент именно на идейно-воспитательной функции словесности. Призывает к действию, к осуществлению конкретных социальных реформ. Его безусловная сила — в неутомимом изобличении общественных пороков. А критика базируется на умело подобранных фактах. Но он еще и реформатор, предлагающий позитивную программу. Здесь он менее убедителен.
«Литература протеста», это характерное для Америки художественное и общественное явление, обрела в лице Эптона Синклера яркого представителя. Но Синклер занимает в ней и особое место. Социальная критика обретает в его произведениях такую решительность и силу, ибо Синклер преодолевает столь свойственное многим его соотечественникам ощущение некоей извечности царящего в мире зла, неизменяемости его природных и социальных основ. Существующему порядку вещей, или Системе, используя термин, взятый макрейкерами, он противопоставляет, пусть порой туманно представленную, социалистическую альтернативу.
Эптон Синклер пришел в литературу в начале века, в пору, отмеченную подъемом рабочего, социалистического и антитрестовского движения, широкими выступлениями в пользу реформ. Фей М. Блейк, автор книги «Стачка в американском романе», писал: «В период, предшествовавший Первой мировой войне, социалистические идеи получили свежий импульс, их влияние возросло... Художник, выражавший свое неприятие капиталистических ценностей, обращал взоры к социализму как возможному выходу»[2].
- [1] . Эптон Синклер (1878—1968) словно бы держал руку на пульсе мировых событий и проблем: это был не писатель кабинетного типа, подолгу вынашивающий свои замыслы, а нетерпеливый хроникер, спешащий по горячим следам происходивших в мире событий. Стали уже расхожей цитатой слова Шоу из его письма к автору «Джунглей»: «Когда меня спрашивают, что случилось в течение моей долгой жизни, я ссылаюсь не на комплекты газет и не на авторитеты, а на романы Эптона Синклера». Парадоксально, однако, что известность Синклера в кругах читательских разительно контрастировала с пренебрежительным от-
- [2] Fay М. Blake. The Strike in American Novel. Metuchen. N.Y., 1972. P. 90.