ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

К концу XX в. мир стал осознавать весь масштаб пагубного экологического невежества, возникшего вследствие все расширяющихся потребностей человека, развития промышленного и сельскохозяйственного производства. В ответ на это стала разрабатываться концепция формирования экологической культуры, которая представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на основные направления, цели, задачи и принципы нормализации поведения людей в природной или урбанизированной (городской) среде. Концепция формирования экологической культуры является одним из важнейших элементов политики в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения[1].

Культура в целом представляет собой проявление сознательной деятельности и характеризует степень свободы субъекта в части его отношения к природной и социальной необходимости. Экологическая культура представляет собой совокупность морально-политических и личностных установок, социально-нравственных ценностей, правил, привычек, норм и требований, осуществление которых позволяет обеспечить устойчивое качество окружающей среды, экологическую безопасность нации и рациональное использование природных ресурсов во всем мире. С позиций научно-учебного процесса экологическую культуру принято рассматривать в качестве отдельной дисциплины в рамках культурологии.

По мнению Б.Т. Лихачева, экологическая культура представляет собой органическое единство экологически развитого сознания с эмоционально-психическим состоянием и научно обоснованной волевой утилитарно-практической деятельностью. Экологическая культура органически связана как с рассмотрением личности в целом, так и с анализом ее различных сторон и качеств, в частности:

  • • политическая культура дает возможность обеспечивать экологическое равновесие между природной средой и активной хозяйственной деятельностью человека;
  • • философская культура позволяет человеку лучше осмыслить и понять назначение человека как совокупного продукта природы и общества;
  • • эстетическая культура создает условия для эмоционального восприятия красоты и гармонии в природе;
  • • правовая культура удерживает человека в разрешенных законом рамках взаимодействия с природой;
  • • физическая культура ориентирует человека на эффективное развитие его собственных природных сущностных сил;
  • • нравственная культура одухотворяет отношения личности к природе и т.д.

Совместное влияние и воздействие всех этих культур и порождает экологическую культуру. При этом понятие «экологическая культура» охватывает культуру, способствующую не только сохранению, но и развитию системы «общество — природа»[2].

Сегодня в России наблюдается, к сожалению, достаточно низкий уровень экологической культуры, который проявляется в следующих аспектах:

  • • в экологическом поведении (принятая сегодня прагматичная ориентация человека на пользование природой (что рассмотрено в предыдущем разделе) должна быть перенаправлена на максимальную гармонизацию отношений человека с природой и на активное содействие сбережению и преумножению ее богатств);
  • • в экологическом просвещении (на сегодняшний день существуют лишь отрывочные знания о природе и о ее взаимосвязи с обществом, очевидна недостаточная структурированность знаний об изменении в окружающей среде вследствие производственной деятельности человека, о взаимодействии системы «общество — природа — человек»);
  • • в вопросах экологического воспитания (в настоящий момент наблюдается скорее неуважительное отношение к природе, сопровождающееся отсутствием личной ответственности за ее судьбу и слабым пониманием ее красоты и гуманистической сущности). Примером же общества с высокоразвитой экологической культурой

можно назвать Японию. При этом важно отметить, что экологическую культуру человека невозможно сформировать случайным образом, она нуждается в целенаправленном системной развитии, побуждающем людей к активным действиям по защите окружающей среды. Обеспечение активного участия широких слоев населения в развитии положений устойчивого эколого-экономического развития (т.е., максимальная вовлеченность общественности в процесс заботы о природе и здоровье человечества) — это важнейший аспект деятельности по формированию экологической культуры. Таким образом, формирование экологической культуры стоит рассматривать как сложный, длительный и многоаспектный процесс утверждения в образе мышления, чувств и поведения жителей и гостей городов всех возрастов следующих аспектов:

  • 1) бережного отношения к использованию земельных и водных ресурсов, а также зеленых насаждений и особо охраняемых территорий;
  • 2) экологического мировоззрения;
  • 3) осознанного выполнения экологических правил и требований;
  • 4) личной ответственности перед обществом за создание, сохранение и преумножение благоприятной окружающей среды.

Высокий уровень экологической культуры может, например, проявляться в таких действиях граждан, как:

  • • регулярная добровольная уборка прилегающих к жилью и рабочим местам территорий (в особенности в городах);
  • • систематическая помощь в посадке деревьев, кустарников, цветов и прочих растений (также в первую очередь в мегаполисах и местах промышленного производства);
  • • пропаганда чистого отдыха на природе и курортах (экологический контроль за местами общественного отдыха);
  • • возможная сортировка (раздельный сбор) мусора по контейнерам. В качестве примера можно привести принципы сбора мусора в Европе, где даже цвета контейнеров для разделения мусора строго униформизированы (табл. 1.3);

Механизм сортировки мусора при сборе (на примере Европы)

Таблица 1.3

Цвет

Тип отходов

Возможность

переработки

Зеленый

Стекло (бутылки, стаканы)

Есть

Синий

Газеты, журналы и другие печатные издания

Есть

Желтый

Картон, пустые пластиковые упаковки

Есть

Черный

Органические остатки, пищевые отходы

Есть

Коричневый

Неперерабатываемые отходы

Нет

Красный

Неперерабатываемые отходы

Нет

Оранжевый

Пластиковые бутылки и пластиковые упаковки

Есть

  • • развитие экологических инспекции, охранных органов окружающей среды, экологических фондов и общественных экологических организаций (это рассмотрено в монографии в следующих разделах);
  • • постоянное системное финансирование разработок и внедрения новых технологий для решения экологических проблем;
  • • научные школьные и студенческие конкурсы, поиск общественных идей и инициатив по разработкам в сфере охраны окружающей среды и развитии экологической культуры.

Высокий уровень экологической культуры населения подразумевает возможность каждого человека активно использовать не только материальные, но и рекреационно-развивающие ценности природы для своего личностного развития и самосовершенствования.

В процессе формирования экологической культуры значительная роль отводится развитию соответствующих взглядов и представлений, а также воспитанию представлений, установок и привычек людей. Характер взаимодействия людей с окружающей средой во многом определяется теми ценностями и идеалами, которыми они руководствуются. Следовательно, можно считать, что особое значение в задаче формирования экологической культуры находится в области непрерывной целеустремленной работы всех структур и уровней обучения, воспитания и образования, прежде всего подрастающего поколения. Бережное и заботливое отношение к природным объектам, в том числе к эколого-санитарному состоянию мест проживания, является органичной частью мировоззрения, установкой и привычкой населения.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «Об охране окружающей среды» основы формирования экологической культуры заключаются в четырех основных положениях[3].

  • 1. Всеобщность и комплексность экологического образования: с целью формирования экологической культуры, а также для профессиональной подготовки квалифицированных специалистов в сфере охраны окружающей среды необходимо устанавливать систему всеобщего и комплексного экологического образования. Такое образование должно включать в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, а также послевузовское образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Целесообразно и распространение экологических знаний, в том числе через все возможные средства массовой информации и места публичного посещения: библиотеки, учреждения культуры, музеи, природоохранные учреждения, а также организации туризма и спорта.
  • 2. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях: в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования вне зависимости от их организационно-правовой формы и профиля осуществляется преподавание основ экологических знаний. С учетом профиля образовательных учреждений, осуществляющих профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, обеспечивается соответствующее преподавание учебных дисциплин по охране окружающей среды, рациональному природопользованию и экологической безопасности.
  • 3. Подготовка руководителей организаций и специалистов в сфере экологической безопасности и охраны окружающей среды: руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие управленческих решений в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает (возможно, потенциально) негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь специализированную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Такая подготовка осуществляется в соответствии с законодательством.
  • 4. Экологическое просвещение осуществляется с целью формирования высокого уровня экологической культуры в современном обществе, а также для воспитания бережного отношения к природе и развития рационального природопользования. Оно реализуется посредством распространения специализированных знаний об экологической безопасности, предоставления достоверной информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов. Помимо этого, экологическое просвещение подразумевает информирование населения о законодательстве в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. Такое информирование осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, общественными организациями, а также в обязательном порядке всем многообразием образовательных учреждений, учреждений культуры, различными юридическими лицами и т.д.

Успешность и скорость формирования высокого уровня экологической культуры во многом зависят от общего социально-психологического и духовно-нравственного климата общества, от преобладающих в нем ценностей и норм, в особенности среди представителей власти, культуры и крупного бизнеса. Именно их точка зрения чаще всего преобладает в общем потоке информации, передаваемой по каналам средств массовой информации, включая Интернет. В целом же очевидно, что даже базовые направления формирования экологической культуры не могут эффективно реализовываться, пока в сознание общества не внедрены природоохранные принципы. Внедрять такие принципы можно, например, посредствам массового воспитания и качественной пропаганды бережного отношения к природе.

Высокий уровень экологической культуры должен формироваться в течение всей жизни человека, поэтому ее воспитание должно быть интегрировано в систему образования, включая центры профессионального обучения и повышения квалификации. Высокие стандарты экологической культуры должны быть закреплены в документах по корпоративной культуре и прочих внутренних уставах. Важными социальными институтами воспитания экологической культуры можно считать и традиционные российские религиозные конфессии[4]. Крайне существенным является и позиция семьи поданному вопросу, потому что именно семья с детства определяет многие принципы и привычки человека.

Сегодня можно заключить, что состояние природной среды — это критерий культурного уровня не только какого-либо государства в целом, но и каждого отдельного гражданина в частности. При этом в качестве критерия эффективности экологической культуры следует учитывать не только знания в вопросах охраны окружающей среды, но и фактическое активное экологическое поведение человека, которое направлено на сбережение и преумножение природных богатств страны. Подобная активность нашла свое отражение в текущем росте заинтересованности людей в решении экологических проблем. Одним из примеров такой активности явилось появление «зеленого» движения. «Зеленые» активисты действуют в различных формах, в основном это общественные организации либо политические партии, делающие акцент на защиту окружающей среды (важно отметить, что иногда под «зелеными» понимают именно «зеленые» политические партии — партии экологов, а не общественные движения.Тем не менее в рамках данной работы «зеленые» рассматриваются в широком значении). Обычно «зеленые» выступают:

  • • за соблюдение экологических норм;
  • • защиту окружающей среды;
  • • формирование экологической культуры;
  • • социальную защиту;
  • • пропаганду следования принципам рационального природопользования (в том числе за сокращение злоупотребления в пользовании природными ресурсами);
  • • высокие моральные нормы предпринимателей;
  • • демократию, ненасилие и т.д.

Также «зеленое» движение выступает против любых нарушений санитарных правил со стороны предприятий, а также против бездеятельности органов государственной власти и невнимательного отношения к природной среде со стороны различных министерств и ведомств.

Ж.Т. Тощенко выделил три стадии развития «зеленого» движение:

  • 1) природоохранная стадия борьба за создание особо охраняемых зон, национальных парков, заповедников и заказников, т.е. максимальное сохранение нетронутых участков природы в естественных для них условиях (следует отметить, что заказник — это участок территории (акватории), где постоянно или временно запрещается использование определенных видов природных ресурсов, например отдельных групп животных либо растений[5]; т.е. в отличие от заповедника в заказнике охраняется не вся совокупность природных объектов, а несколько особо важных или редких видов. Наиболее часто встречаются охотничьи заказники, создаваемые для сохранения и воспроизводства промысловых животных. Выделяют временные и постоянные заказники. Последние могут быть федерального и местного подчинения);
  • 2) средозащитная стадия акцент на активные меры не только по сохранению, но и по возможному восстановлению объектов природы (лесов, водных ресурсов, почв и т.д.);
  • 3) собственно экологическая стадия инициация формирования современной (т.е. адекватной времени и потребностям) экологической политики в соответствии с общим вектором человеческого развития. Другими словами, такая политика должна учитывать экономические, социальные и культурные изменения, которые необходимы для выживания человечества и сохранения природы[6]. Она включает в себя и собственно формирование экологической культуры.

Наиболее популярным примером «зеленой» организации можно считать Гринспис (Greenpeace), которая была создана еще в 1971 г. Дэвидом Мактаггартом в Ванкувере (Канада). За последнее время наиболее крупными кампаниями Гринписа стали[7] (табл. 1.4).

Примеры проектов Гринписа

Таблица 1.4

Кампания

Проект

«Изменение климата»

«Защита Арктики»

«Энергетическая революция»

«Cleanourcloud»

«CoollT»

«Нефтяной»

«Угольный»

«Лес»

«Угрозы лесу»

«Решение лесных проблем»

Индонезия

АмазонкаКонго

Океан

«Морские резервы»

Экспедиции Raibow Warrior «Polar Oceans»

«Тунец»

«Против варварской ловли рыбы» «Антикитобойный»

«Сельское хозяйство»

Сельское хозяйство

«Токсическое загрязнение»

«Детоксикация»

«Вода»

«Greener Electronics»

«Ядерный»

«Фукусима АЭС»

«Безопасность»

«Радиоактивные отходы»

«Мир»

«За ядерное разоружение»

В 1992 г. образовался Гринпис России[8]. Среди проектов Гринписа, которые напрямую касаются нашей страны, можно назвать:

  • • проект «Защитим Арктику»;
  • • проект «Возобновляемая энергетика»;
  • • проект «Изменение климата»;
  • • проект «Экодом»;
  • • проект «За чистые реки»;
  • • проект «Проблема отходов»;
  • • проект «Всемирное наследие»;
  • • проект «Озеро Байкал»;
  • • проект «Генетическая безопасность»;
  • • проект «Безъядерное будущее»;
  • • проект «Сохранение лесов»;
  • • проект «Зеленый офис».

На официальном сайте Гринпис России можно прочитать ежегодные отчеты о проделанной работе организации в нашей стране с момента ее создания (http://www.greenpeace.org/russia/ru/about/victories/).

В России действует и политическая партия «Российская экологическая партия «Зеленые» (как политическая партия вновь зарегистрирована 12 июня 2012 г., до этого в отдельные периоды своей истории была не политической партией, а общественным движением).

Некоторые цели и задачи партии:

  • • формирование, развитие и укрепление гражданских основ в системе государственного управления, обеспечивающих гармоничное развитие всех субъектов Российской Федерации и самого федеративного государства, в котором человек, его права и свободы признаются высшими ценностями, а главным приоритетом считается счастливая и гармоничная жизнь как отдельной личности, так и целой нации;
  • • обеспечение условий для стабильного повышения качества и уровня жизни граждан Российской Федерации, экологической безопасности, экономического роста, социальной обеспеченности и правовой защищенности путем проведения конструктивной экономической, экологической, социальной и законодательной политики;
  • • содействие совершенствованию государственного управления на основе экологического мировоззрения, экономических отношений, которые бы предполагали укрепление и развитие России как экономически сильного и независимого государства, становлению духовно, нравственно и физически здорового общества;
  • • объединение социальных и экологических интересов и постановка коллективных политических целей;
  • • системное влияние на государственную политику через правовое регулирование взаимоотношений личности, общества и природных объектов;
  • • содействие формированию гражданского общества в России и взаимодействию институтов гражданского общества с государственными органами на демократических началах;
  • • содействие созданию условий для эффективного функционирования институтов системного и конструктивного сотрудничества общественности, власти, научных и деловых кругов;
  • • поддержка стремлений по утверждению в России принципов реальной демократии, развитию современных форм народовластия;
  • • содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению и преодолению социальных, национальных, религиозных конфликтов;
  • • содействие выработке, осуществлению и совершенствованию долгосрочного экологически ориентированного политического курса России на основе перевода экологической политики из ранга надстроечного элемента в экономической системе государственного хозяйствования в самостоятельную базисную политику;
  • • экологически ориентированное политическое образование граждан и их воспитание в духе уважительного и бережного отношения к природе;
  • • развитие экологического мировоззрения граждан путем создания системы всеобщего экологического воспитания, образования и пропаганды;
  • • содействие укреплению позиций Российской Федерации на мировой арене;
  • • развитие международных связей в области экологической безопасности и охраны окружающей среды с целью консолидации усилий в процессе решения глобальных экологических проблем.

«Зеленые» политические партии существуют примерно в 90 стран

мира, многие из них являются членами международной сети «Глобальные зеленые». «Глобальные зеленые» — это международная сеть «зеленых» партий и политических движений, основанная в 2001 г. в Канберре (Австралия). «Глобальные зеленые» состоят из четырех основных федераций по всему миру:

  • 1. Европа.
  • 2. Северная и Южная Америка.
  • 3. Азиатско-Тихоокеанский регион.
  • 4. Африка.

Руководящий комитет «Глобальных зеленых» состоит из 12 членов (он формируется из трех представителей от каждой федерации). Европа представлена Европейской партией зеленых. Помимо того, в международную сеть «Глобальных зеленых» входят несколько десятков различных национальных партий и экологоориентированных общественных организаций.

В основе хартии «Глобальных зеленых» находится принцип провозглашения «основных ценностей» экологической мудрости, социальной справедливости, партисипативной демократии, ненасилия, стабильности и уважения к разнообразию.

Среди приоритетов «Глобальных зеленых» стоит назвать борьбу с изменением климата, реформирование доминирующей экономической модели, защиту биоразнообразия, решение продовольственного кризиса, продвижение демократии, а также движение за мир[9].

Как сторонников каких-либо движений, так и других людей можно разделить на ряд групп, руководствуясь их экологической культурой. Так, О.Н. Яницкий выделяет консервационизм, экологизм, утилитаризм и так называемую глубокую экологию.

  • Консервационизм акцентирует внимание на сохранении уникальных природных ландшафтов (памятников природы). Необходимы культурные, этические и эстетические аспекты охраны природы. Был особо развит в рассмотренной выше природоохранной стадии развития экологической культуры, так как во многом консервационизм ориентирован как раз на создание природоохранных зон.
  • Экологизм (биосциентизм) возник под влиянием новой науки о растительных сообществах. В отличие от консервационизма экологизм предполагал не просто сохранение природы (без вмешательства), а именно эффективное хозяйствование, которое бы служило на благо окружающей среды. При этом экологизм, как и консервационизм, предполагал создание заповедников, но уже в целях научного развития сельскохозяйственного производства.
  • Утилитаристы действовали под лозунгом: «Природу — на службу человеку!» — заповедники и заказники человеку не нужны, их следует превратить в образцовые сельскохозяйственные предприятия, так как природа должна использоваться для нужд человека (прагматичный подход). Утилитаризмом и сейчас руководствуются многие предприниматели.
  • • Альтернативой утилитаризму является «глубокая экология» (А. Наес). В «глубокой экологии» пропагандируется, что человек имеет равные права с природой, следовательно:
  • • необходима защита разнообразия и симбиозов в природе и обществе;
  • • нужно оппонирование любым загрязнителям и расхитителям ресурсов;
  • • целесообразен обязательный учет сложности живых систем;
  • • необходима рациональная степень децентрализации и местной автономии.

В чистом виде данные архетипы экологической культуры практически не существуют, так как на них оказывают сильное влияние целый ряд факторов конкретной городской либо сельской культуры, действующий в обществе политический режим, местные обычаи и прочие условия. Однако перечисленные типы культур лежат в основе различных социальных сил, а также выступают в качестве базисов экологической политики. Вместе с тем данные типы могут являться идеологической основой и моральным оправданием действий различных «зеленых» партий и движений.

Тем не менее никакая экологическая культура не будет полной, если помимо рядовых граждан ей не овладеют такие две активные социальные силы, как государство и непосредственные организаторы производства, участники экономических отношений. Их вклад в создание экологической культуры можно представить в виде внедрения малоотходных (а там, где это возможно, безотходных) технологических процессов, которые бы позволили если не полностью исключить, то хотя бы сократить загрязнение окружающей среды, обеспечить глубокую комплексную переработку первичного сырья и отходов промышленных предприятий, получить дополнительную продукцию. Сегодня из-за некомплексной переработки сырья среди отходов оказывается большое количество ценных веществ, что на данном этапе говорит не только об уровне экологического сознания конструкторов, технологов, руководителей производства, но и о технологической отсталости производства. Подробнее инновационные разработки в сфере природоохранной деятельности рассмотрены в отдельном разделе.

Важно отметить, что экологическая культура должна проявляться в поведении абсолютно всех людей (сегодня она часто ограничивается лишь активистами «зеленого» движения, некоторыми политиками и предпринимателями), при этом люди принимают различное участие в процессе охраны окружающей среды. Зачастую фактические формы подобного участия трудно обособить из сферы повседневной или трудовой деятельности человека, так как они часто выступают как момент этой деятельности. Можно предположить, что на данном уровне развития человечества общественное сознание во многом поддерживает «зеленую инициативу» активистов.

Тем не менее экологические процессы могут протекать и без какой-либо зависимости от человека, его экологического просвещения либо воспитания. Кроме того, трудности часто связаны с противоречиями, которые часто возникают между проводимой экономической политикой и теми условиями, которые требуются для формирования экологической культуры.

Формирование и развитие экологической культуры могут существенно способствовать нивелированию противоречия между использованием окружающей среды и отношением людей к характеру ее использования[10].

  • • Более тесное общение и соседство человека с живой природой, систематическое взаимодействие с представителями животного мира делают жизнь человека насыщеннее. Для этого градостроители могут руководствоваться принципом мозаичного ландшафта, подразумевающим чередование преобразованных и естественных участков. Нельзя отрицать существующие концепции «город-природа», «город-сад», «зеленый город» и пр.
  • • Как уже отмечалось, необходимо создание заповедников и заказников, потому что это позволяет сохранять растительный и животный мир нетронутым и в естественных условиях. К тому же при соседстве с заповедниками и заказниками предприниматели вынуждены более детально согласовывать стратегию развития и расширения своей хозяйственной деятельности, чтобы не вредить флоре и фауне, т.е. автоматически стимулируется модернизация производства.
  • • Также необходимы восстановительные работы: озеленение, садоводство, создание искусственных водоемов.

Проведение своевременных мероприятий по охране окружающей среды финансово затратно, поэтому сторонники утилитаризма часто находят подобные затраты нерентабельными. Тем не менее они необходимы, потому что жизнь, здоровье, работоспособность нации — это наибольшая ценность. В своей деятельности человек должен ориентироваться на заботу о текущем и будущем поколениях, о сохранении природы и ее компонентов.

Сегодня же очевидно противоречие между экологическим сознанием (многие люди осознают важность заботы об окружающей среде) и реальными мероприятиями, проводимыми для защиты природы. Нынешняя экологическая политика базируется на идеях гражданственности во взаимодействии человека, общества и природы. Забота об экологии должна учитываться как в решении крупных общегосударственных проблем, так и при реализации локальных инструментов по охране окружающей среды.

Происходящая сегодня стихийная эволюция природы выводит на первый план сознательное целенаправленное регулирование природопользования, открывая реальные возможности для управления биосферой в интересах человека. При этом обязательной предпосылкой является научный подход как к самой производственной деятельности, так и к социальным отношениям. У человечества появится реальная возможность избавиться от «экологического загрязнения», только если общество сумеет избавиться от «социального загрязнения». Мир второй природы — это очеловеченная природа, т.е. предметно-развернутое богатство человеческого существа. Существенное разрешение антагонизма между природой сможет обеспечить лишь то общество, которое характеризуется высоким уровнем экологического сознания людей, а также их готовностью способствовать гармоничному развитию окружающей среды[10].

  • [1] См.: Проект концепци иформирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. СПб., 2005.
  • [2] http://ecology-portal.ru Проблема формирования экологической культуры 3-06-2009, 12:41.
  • [3] См.: ФЗ «Об охране окружающей среды», Гл. III. Ст. 71—74.
  • [4] См.: Проект концепции формирования экологической культуры населения Санкт-Петербурга. Правительство Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. СПб., 2005.
  • [5] См.: EdwART. Словарь экологических терминов и определений, 2010.
  • [6] См.: Тощенко Ж.Т. Социология. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
  • [7] См.: http://outreach.un.org/ngorelations/ United Nations, Department of Public Information, Non-Governmental Organizations
  • [8] Cm.: http://www.greenpeace.org/russia/ru/about/history/
  • [9] См.: http://www.globalgreens.org/
  • [10] См. Тощенко Ж. Т. Указ. соч.
  • [11] См. Тощенко Ж. Т. Указ. соч.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >