К главе 9

Упражнение-разминка

О пользе правил1.

Время: 10 минут.

Цель — продемонстрировать, что люди не всегда читают даже самые простые инструкции.

Материалы: достаточное для всех членов группы количество копий арифметического теста.

Процедура

Раздайте участникам бланки теста лицевой стороной вниз.

Объясните, что им надо будет решить несколько простых арифметических примеров, используя лишь элементарные операции сложения, вычитания, умножения и деления.

Скажите: «Как только я дам команду “Поехали!” — переверните лицевой стороной вверх свои бланки, прочтите все упражнение целиком и следуйте инструкции при выполнении.

Скомандуйте «Поехали!»

Немедленно начните отсчитывать количество оставшихся секунд (59, 58, 57...) достаточно громко для того, чтобы вас все слышали.

Когда время закончится, быстро опросите студентов по результатам каждого примера. («Каков ответ на первый вопрос? На второй?») Участники быстро убедятся, что у некоторых людей получились разные результаты. Вы можете шутливо спросить их: «А одни и те же ли примеры вы решали?» Затем дайте возможность участникам обнаружить их проблему при повторном прочтении ими инструкций.

Вопросы для обсуждения

  • 1. Помните старую поговорку: «Если все кругом валится, прочитайте инструкцию!» Почему мы не поступили так в нашем случае?
  • а) мы были ограничены во времени;
  • б) мы не считали это необходимым;
  • в) мы видели перед собой знакомые задачи;
  • г) чтение инструкций — обычно лишь трата времени.
  • 2. Вы когда-нибудь были свидетелем случаев, когда плохо прочитанные инструкции могли бы с таким же успехом не приводиться вообще?
  • 3. Вы ощущали давление, напряжение при начале выполнения упражнения? Как это отразилось на вашей работе?
  • 4. Каким образом мы стали жертвой ловушки «Огонь! Целься! Готов!»? Другими словами, не торопимся ли мы иногда действовать слишком быстро, до того, как подготовимся и проанализируем обстановку?
  • 5. Какие уроки мы можем извлечь для себя из этого упражнения?

Советы

  • 1. Постарайтесь дать последние инструкции как можно более торопливо, так, чтобы времени на раздумья и вопросы не было.
  • 2. Будьте осторожны и не обидьте никого при анализе результатов. Суть заключается в том, чтобы продемонстрировать общую тенденцию, а не чью-либо конкретную ошибку.

Арифметический тест

Инструкции: при решении этих простых арифметических примеров знак «+» будет означать умножение, знак «» — сложение, знак «-» — деление и знак «х» означает вычитание. Теперь приступайте к решению примеров.

8 + 2 =

14-7 =

9+11 =

6x5 =

4x3 =

8 + 3 =

6:2 =

7x3 =

9-3 =

9 + 2 =

7x4 =

8-4 =

4 + 4 =

9 + 9 =

8-4 =

1:1 =

9 + 11 =

8x7 =

12x2 =

13- 1 =

20 - 10 =

16-4 =

9- 1 =

8x2 =

5 + 6 =

9:9 =

2x1 =

6x2 =

1 - 5 =

8 + 4 =

12 + 2 =

10-2 =

6:6 =

4- 1 =

8 + 5 =

18-3 =

6 + 6 =

6:6 =

17x2 =

8 + 2 =

14 : 7 =

15 х 3 =

Мозговой штурм

Тема занятия: Сложность работы консультанта.

Время: 20—25 минут.

Руководит штурмом ведущий — преподаватель, у которого есть ассистент (два ассистента) для записи высказываний студентов на доске или флипчарте в активной фазе штурма.

Штурм можно проводить при любом количестве участников, но наиболее удачный состав группы — от 4 до 12 человек. Остальные студенты могут формировать группу критиков для работы на завершающей стадии этой работы.

Этапы работы:

  • 1. Постановка задач ведущим.
  • 2. Ответы на вопросы.
  • 3. Генерирование идей.
  • 4. Анализ идей.
  • 5. Составление отредактированного списка идей.

Правила групповой работы:

  • 1. Отсутствие всякой критики.
  • 2. Поощрение предлагаемых идей.
  • 3. Равноправие участников мозгового штурма.
  • 4. Свобода ассоциаций и творческого воображения.
  • 5. Творческая атмосфера на площадке.
  • 6. Обязательная фиксация всех высказанных идей.
  • 7. Время для обдумывания выдвинутых идей.

Анализ предложений проводится централизованно после завершения процесса высказывания идей на основе записей, делаемых ассистентом.

Предлагается высказывать критические замечания по сформулированным идеям.

В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по степени значимости, а также по их результативности в части решения обсуждаемой задачи. Составляется итоговый перечень ранжированных идей, которые в итоге обсуждаются в группе.

Деловая игра на основе интерактивных методов

Тема: Решение проблемы обучения студентов в вузе методом гирлянд ассоциаций

Время: 40—60 минут.

Схема игры:

  • 1. Методом номинальных групп сформировать перечень проблем обучения студентов в конкретном вузе (см. главу 9).
  • 2. Провести ранжирование проблем методом номинальных групп и определить главную проблему.
  • 3. Методом гирлянд ассоциаций определить решение выявленной главной проблемы (см. главу 9).

Деловая игра Построение дерева целей

Тема занятия: Построение дерева целей.

Время: 15—20 минут.

Схема игры:

  • 1. На основе проблем из предыдущей игры построить матрицу (таблицу) «Проблемы-Цели», где каждой проблеме поставить в соответствие цель (как образ не существующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы проблему).
  • 2. Агрегировать полученные цели методом парных сравнений и методом сродства (Кроуфорда).
  • 3. Из полученных агрегатов построить дерево целей.

Упражнение для завершения занятия

Пожелания друг другу.

Время: 5 минут.

Цель: поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время: 5 мин.

Материалы: не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы:

  • 1. Изменилось ли ваше представление о себе?
  • 2. Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?
  • 3. Что нового вы узнали о себе?
  • 4. Какие выводы вы сделали для себя?

Домашнее задание

Для тех, кто хочет узнать больше.

Методам активизации творческого мышления посвящена книга М. Коэн[1].

  • [1] Коэн М. Игры для разума и памяти. Тренажер на каждый день. СПб., 2011. 176 с.; Беркун С. Откуда берутся гениальные идеи? 10 мифов об инновации. СПб., 2011. 208 с.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >