Полная версия

Главная arrow Журналистика arrow PR: методы работы со средствами массовой информации

  • Увеличить шрифт
  • Уменьшить шрифт


<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ

СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением. Они прививают массам общие ценности, вкусы, поведенческие модели, нормы, по сути, программируя наше поведение нужным образом, поскольку доверие к СМИ достаточно велико. Люди воспринимают их в качестве официальных источников, и, несмотря порой на абсурдность некоторой информации или ее части, не склонны критически относиться к ней и предпочитают принять как достоверную. Человек как объект манипуляции обесценивается.

Таким образом, СМИ сами создают общественное мнение и определяют направление его развития. В таком случае общественное мнение не отражает ценности, взгляды и оценки общественности, а олицетворяет выгодные владельцам средств информации взгляды и оценки, которые должны быть у общественности для осуществления манипулятивных акций.

Известно, что СМИ подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино) и электронные (Интернет). Несмотря на различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций. Выделим еще раз следующие функции СМИ: информационную, коммуникативную, аналитическую, познавательно-просветительскую, функцию формирования общественного мнения или идеологическую, контрольную и регулятивную, рекреативную, рекламно-справочную.

Газеты и журналы. Согласно многочисленным исследованиям, человек лучше всего воспринимает информацию в письменном виде. Это можно объяснить тем, что у читателя газеты или журнала всегда есть возможность вернуться к прочитанному, обдумать его и сделать выводы. По данным тех же исследований, проведенных как отечественными, так и зарубежными специалистами, на долю аудиовосприятия информации приходится 15%, зрительного восприятия — 75%. Следовательно, по степени воздействия на аудиторию пресса занимает второе место (75%) после телевидения (90%).

Пресса, в основном, настроена на семантическое восприятие аудитории. Семантическая информация настраивает людей действовать в соответствии со своими убеждениями и интересами. Если телевидение, прежде всего и чаще всего, обращается к чувствам и эмоциям зрителя, то пресса — к логике и здравому смыслу человека.

К перечисленным методам работы прессы добавим, что читатель, прежде всего, обращает внимание на фотографии. Особенно если перед ним цветной журнал. Подбор фотографий зависит от тех целей, которые ставят перед собой авторы материала. Например, подобрать невыигрышное для того или иного политика фото или, наоборот, фото, выгодно показывающее его. В качестве добавочного манипу-лятивного приема могут выступать подписи к иллюстрациям, создающие как положительную, так и отрицательную оценку увиденного.

Политики, различные корпорации и организации не только выступают в роли манипуляторов, но зачастую и сами становятся жертвами манипуляций со стороны СМИ, принадлежащих их оппонентам. Политики и представители различных организаций предоставляют богатый материал журналистам для манипулирования. Главным образом — это высказывания. При умелом обращении цитата, вырванная из контекста и сопровожденная требуемым автору комментарием, может быть истолкована совершенно произвольно. Выражения типа «у кого чешется, чешите в другом месте», «в Беларуси живут бедно, но не долго» и т.д. всегда привлекают внимание СМИ и часто входят в состав сенсационных заголовков (газета «Аргументы и факты», а вслед за ней и многие другие приводят высказывания политиков в каждом номере, причем именно те высказывания, которые в силу своей речевой неграмотности не только придают ему самому иной смысл, но и показывают авторов их, мягко говоря, не совсем в выгодном свете...).

Отдельно следует упомянуть о заголовках. Заголовок на первой полосе, напечатанный крупным шрифтом и выделенный цветом, привлекает внимание читателя. Заголовки бывают разных видов: заголовок-цитата («X считает бюджет «перегретым»), заголовок-интрига («За что берут взятки в московской милиции»), заголовок-резюме («Турецкое правительство предупреждает, что американские базы могут быть закрыты»), заголовок-хроника («Началось строительство газопровода в обход Чечни») и т.д. Поскольку газеты покупаются в спешке, «на ходу», то покупатель ориентируется прежде всего по заголовкам, не вчитываясь в содержание. Но когда начинает вчитываться (уже купив газету), то обнаруживает, что броский заголовок далеко не всегда соответствует содержанию. Часто содержание гораздо скромнее заявленной сенсации, а иногда полностью противоречит заголовку (данный прием следует использовать осторожно, поскольку несоответствие заголовка содержанию статьи может подорвать доверие к тому или иному изданию. Например, заголовок «Собчак выгнали с Рублевки» явно указывает на то, что героиня статьи совершила что-то из ряда вон выходящее, но во время прочтения статьи оказалось, что К. Собчак не устраивали соседи, поэтому она сама решила переехать в другое место. Или еще: «Константин Хабенский совершил самоубийство» — на самом деле речь идет всего-навсего о загадочном появлении артиста на сцене с перебинтованной рукой и сообщается о болезни его жены...). Заголовки, как и подписи к иллюстрациям, лиды[1] являются главными раздражителями для читателя, просматривающего газетную полосу, поэтому и выступают основными объектами внимания манипуляторов в прессе.

К очень важным приемам в прессе также относится расположение сообщения в структуре печатного издания и на полосе. Сообщение, которое должно запомниться, следует располагать в начале, когда внимание читателя еще не успело притупиться и он способен воспринимать информацию адекватно. Вероятность того, что читатель отложит газету при ознакомлении с первыми полосами, очень мала (если, конечно, ему предложен интересный материал). Если цель состоит в том, чтобы читатель воспринял сообщение как незначительное, его следует помещать в середине издания.

Резюмируем: к основным манипулятивным приемам, применяющимся в газетах и журналах, относятся:

  • • подбор фотографий;
  • • едкие комментарии к выражениям и фотографиям;
  • • цитаты, вырванные из контекста и сопровожденные нужным автору комментарием;
  • • использование в заголовках выделения шрифта цветом, размером, использование цитирования, сопровождение статьи заголовком, не соответствующим содержанию;
  • • особенности расположения сообщения в структуре газеты и на полосе.

Несмотря на наличие серьезной конкурентной борьбы за внимание аудитории с другими каналами СМИ, радио все же удается сохранить свою привлекательность.

Жизнеспособность радио обусловлена следующими его свойствами:

  • • из всех СМИ радио является самым удобным («неприхотливым») для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми заботами (например, уборкой квартиры). Сегодня радио — это и многочисленные плееры, мобильные телефоны, коммуникаторы;
  • • радиовещание оказывает несомненное психологическое влияние на людей. Ориентированное на слуховое восприятие, оно воздействует на воображение человека, возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым дает работу мышлению и неосознанным эмоциям, компенсируя тот эмоциональный и мыслительный застой, к которому приводит повседневный жизненный опыт (в то время как восприятие телезрителя оказывается перегруженным, фантазия — задавленной, а воображение — отключенным; он же получает максимально выразительные и экспрессивные сообщения: в цвете, со стереозвуком, в быстром ритме и в объемном изображении. Здесь сложно представить что-то самому).

Радио использует все вышеперечисленные манипулятивные приемы. Добавить можно лишь использование тона для предопределения оценок слушателей; использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах (демократия, тиран, свобода); учет речевой динамики (для лучшего восприятия сообщения предпочтителен высокий темп речи, уверенный голос, использование пауз и интонаций); создание контрастности посредством звукового оформления передач (контраст тихой и громкой музыки, музыки разных направлений — классика/рэп или рок-н-ролл).

Если говорить об Интернете, то стоит вспомнить, что данный канал СМИ был создан как способ передачи текстовой информации. СМИ в Интернете начинались с простого дублирования информации (в 1993 г. появилась точная копия газеты Washington Post).

Особенности Интернета (как коммуникативного средства, как составной части СМИ) следующие:

  • • Интернет-вещание доступно из любой точки мира в любое время;
  • • в Интернете наблюдается рост ресурсов, которые используют все мультимедийные возможности в рамках одного СМИ. Это позволяет одному СМИ выступать в роли телевизионного или радиовещательного, а также печатного или иллюстративного издания одновременно;
  • • неограниченное количество Интернет-каналов и сайтов;
  • • неограниченный архив информации;
  • • интерактивность (участие в обсуждении различных вопросов). Справедливо предположить, что Интернет будут активно использовать в будущем для влияния на общественное мнение, и именно в силу перечисленного.

На данный момент его использование не очень эффективно, так как доступ к нему имеет лишь небольшая часть населения России в отличие от многих стран (например, в Кувейте и других странах мира Интернет является бесплатным!). Тем не менее манипулятивные технологии уже проникли в данный канал СМИ.

Среди них можно выделить следующие:

  • • фабрикация фактов. Например, во время предвыборной борьбы политтехнологи сбрасывают обработанную информацию на «черный» сайт, его цитируют остальные сайты, а далее информация подается на радио или телеканал, который за это предварительно получает деньги. После информационную волну подхватывают другие СМИ, и политическая провокация готова;
  • • использование слухов;
  • • ссылки на якобы сенсационные новости в виде кричащих и интригующих заголовков («Беременна ли Орбакайте?», «Александра Абдулова погубили крымские врачи» и пр.);
  • • размещение на различных сайтах компрометирующих фотографий (часто смонтированных) с соответствующими комментариями. Все эти приемы способны в достаточной степени повлиять

на представление о том или ином известном человеке, продукте, на оценку события и дальнейшее его восприятие.

Как мы уже упоминали, в настоящем самым мощным техническим средством манипулирования является телевидение (степень воздействия — 90%).

Среди методов манипулятивного воздействия этого электронного СМИ на общественное сознание можно выделить следующие:

  • • телевидение воздействует одновременно на важнейшие каналы восприятия — на зрение и слух (понятие «экранность», обеспечивающее непосредственно чувственное восприятие телевизионных образов);
  • • телевидение является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ;
  • • личностный характер передачи информации. Телезритель знает, что одновременно с ним передачу смотрят миллионы, тем не менее он воспринимает выступление с телеэкрана как обращение непосредственно к нему;
  • • мгновенность передачи. Телевидение способно сообщить в аудиовизуальной форме о действии в момент его свершения. Это создает эффект присутствия зрителя на месте событий, сопричастности, что придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность;
  • • простота информационной обработки (новостные и аналитические программы может воспринимать любой человек, не прилагая к этому особенных усилий).

В России, несмотря на наличие конкурентной борьбы за аудиторию между основными телевизионными компаниями, входящими в состав крупных медиа-корпораций (Первый канал, Россия, НТВ, СТС), телеканалы предлагают схожие по форме и содержанию программы. Ярким примером этого является программа «Точь-в-точь» (Первый канал), в ответ на которую телеканал «Россия» выпустил однотипную программу «Один в один» («Звезды на льду» — «Танцы на льду» и т.п.). Точно так же можно сказать и о том, что многие каналы транслируют бесконечные сериалы, затрагивающие одни и те же темы (темы любви, измены, проблем отцов и детей, современной Золушки, предательства и пр.).

Напрашивается вывод: несмотря на различия форматов телеканалов, они используют похожие манипулятивные приемы. Выделим и наиболее популярные (известно, чем внимательнее человек отнесется к предлагаемой информации, тем более значительная ее часть проникнет в его сознание и сохранится в памяти.

Чтобы привлечь внимание, нужно представить событие неординарным, отличающимся от ряда других представлений):

• контрастность — широко применяется в практике телевидения в виде представления потребителям информации противоположных мнений, мнения известной личности среди мнений рядовых авторов. В качестве примера можно привести телепередачи, построенные в форме диалога двух политических противников.

На основе контраста строится известный прием мобилизации

ресурсов внимания телезрителей через передачу звука нового тембра или остановку звучания. Если после паузы снова раздастся голос диктора или музыка, это сильнее привлекает внимание человека, чем если бы информации передавалась непрерывно. Телевидение использует время после паузы либо для передачи краткого, важного сообщения, либо для привлечения внимания к начавшейся передаче (часто прием используется в конце новостного блока). Контрастность может проявляться в использовании цвета. Сочетание красного и синего цветов вызывает радость, сочетание красного и желтого цветов действует сомнительно, а сочетание красного и фиолетового цветов вызывает раздражение...

  • • прием повторения — является немаловажным фактором привлечения внимания аудитории к информации. С помощью повторения увеличивается число людей, чье внимание будет привлечено к факту или событию. Таким образом, благодаря феномену внимания повторение становится способом превращения некоторой части потенциальной аудитории в реальную;
  • • прием «спирали умолчания» — состоит в том, чтобы с помощью ссылок на сфабрикованные опросы общественного мнения или другие факты убедить граждан в поддержке большинством общества угодной манипуляторам политической оппозиции, товара, организации. Это заставляет людей, придерживающихся иных взглядов, из страха оказаться в социально-психологической изоляции или других санкций умалчивать о своем мнении или изменять его. В результате цепной реакции обеспечивается победа манипуляторов. Чаще всего этот прием используется СМИ накануне различных выборов. Телекомпании, ангажированные кандидатами, представляют в своих материалах предвыборные рейтинги, где на одном из первых мест, как правило, находится фамилия их кандидата. Опросы общественного мнения нередко, к сожалению (нам не проверить!), недостоверны.

Как будет выглядеть политик (представитель компании и т.д.) по телевидению, во многом зависит от отношения к нему журналистов и специалистов по связям с общественностью, готовящих материал. Рассмотрим этот момент подробнее.

  • 1) Ситуация, в которой берется интервью. Ситуации бывают стандартные (интервью в студии, дома, в кабинете и т.д.), случайные (когда журналисту удается поймать политика, психологически не настроенного общаться) и экстренные (катастрофы, захваты заложников и т.д., когда политик импровизирует перед камерой).
  • 2) Характер передачи:
    • • прямой эфир. В прямом эфире участник застрахован от искажения своих высказываний, в то же время он должен проявить себя умелым оратором и не позволить журналисту загнать себя в угол на глазах у телезрителей;
    • • передача в записи. Если передача дается без купюр, то для участника это даже комфортнее, чем прямой эфир, так как постоянное давление отсутствует. Вместе с тем журналист может добавить после официальной записи свои комментарии, на которые политик уже не в состоянии отреагировать. Если интервью дается отдельными кусками, вперемешку с комментариями журналиста и различными дополнительными сюжетными ходами, то здесь участник находится полностью во власти телевидения;
    • • атмосфера интервью: формальная — неформальная, доверительная — враждебная, агрессивная — доброжелательная и т.д. Атмосфера задает тон дискуссии. Зачастую тон предопределяет дальнейшие оценки зрителей. Если журналист говорит: «А сейчас посмотрите интервью с лидером так называемых патриотов А», зрителю уже задаются оценочные рамки, и он еще до интервью принимает ту или иную сторону, что лишает смысла весь разговор. Когда журналист представляет «виднейшего деятеля движения X», то зрителю через СМИ дается сигнал благожелательно отнестись ко всему, что скажет данный собеседник.
  • 3) Прием «непривлекательного ракурса». Для формирования у зрителей отталкивающего чувства по отношению к неугодным телевидение использует непривлекательные ракурсы их показа или соответствующим образом подбирает или монтирует отснятые кадры. Например, выискивают, снимают, а затем систематически показывают, как участник вытирает пот (в душном помещении или в жару...). Тем самым в ходе многократно повторяющегося показа кадров с вытиранием пота в подсознании многих избирателей, особенно женщин, формируется психологическая установка на личностное неприятие этого лидера. Часто используется этот прием во время трансляции демонстраций коммунистов, когда их лидеров показывают с самого неблагоприятного ракурса, чтобы вызвать у аудитории неприятие... Телевизионные репортажи о событиях, которые нужно представить в негативном свете, несут в себе элемент документальности, но внимание сосредоточено на кадрах, выхватывающих из большой массы людей трудных подростков, «лиц не русской национальности», нелепые лозунги...
  • 4) Расположение сюжета в блоке информационных сообщений играет значительную роль в формировании установок потребителей информации; здесь выделяются:
    • • эффект очередности информации. Информация, непосредственно направленная на изменение установок, должна предшествовать любой другой, не связанной с решением этой задачи. Действие данного феномена основано на существующей психологической закономерности, называемой «краевой эффект памяти». Согласно этому лучше всего запоминается та информация, которая располагалась в начале или в конце информационного блока (например, сообщения об украинских президентских выборах всегда располагались в начале новостного блока);
    • • эффект первичности коммуникационного воздействия. Если реципиент получил какое-то важное сообщение, в его сознании возникает готовность к восприятию последующей, более детальной информации, подтверждающей первое впечатление. Если в последующем появляются факты, которые противоречат первому впечатлению, то реципиент неохотно отказывается от того, во что уже поверил.
  • 5) Речевое построение сообщения является необходимым условием воздействия кроме важности расположения сюжета в блоке информационных сообщений.

Существует множество специальных приемов лингвистического манипулирования:

  • • использование слов, смысл которых легко представить в соответствующих образах и легко связать с жизненным опытом потребителя информации (например, слова «диктатор» и «уголовный» имеют однозначно отрицательное значение). Абстрактные, отвлеченные понятия, слабо связанные с жизненным опытом, непосредственными впечатлениями и ощущениями, снижают силу внушения (напеример, «эмбарго»);
  • • учет особенностей речевой динамики. Предлагаемое сообщение быстрее доходит до сознания аудитории, если оно произносится достаточно сильным и уверенным голосом, в нем используются разнообразные интонации и паузы. Темп речи должен быть высоким, так как высокий темп речи ассоциируется с высоким уровнем интеллекта говорящего. Возникшая пауза в речи телевизионного комментатора, убыстрение или замедление темпа речи активизирует непроизвольное внимание аудитории. Эти техники используются, например, ведущими на Первом канале в программе «Время», в результате чего информация воспринимается как достоверная и крайне важная;
  • • подкрепление речевой динамики соответствующей мимикой и жестами. Мимика и жесты меньше всего поддаются сознательному контролю. Их расшифровка осуществляется сама собой, неосознанно, вызывая некоторое эмоциональное отношение. Психологи также отмечают, что в целях создания благоприятной обстановки для восприятия аудиторией материала и увеличения степени доверия к данному сюжету коммуникаторам желательно избегать отрицательных частиц и слова «нет».
  • 6) Ретроспективный показ фильмов, вызывающих положительные ассоциации с советскими временами, или же фильмы, содержащие элементы насилия. Последние вызывают всплеск насилия и в жизни. Советские фильмы транслируются для того, чтобы отвлечь население от реальных проблем в государстве (фильмы «Бриллиантовая рука», «Операция Ы и другие приключения Шурика», «Девчата» и т.д.).
  • 7) Использование приема упрощения при составлении телепрограммы. Это самый эффективный и действенный путь для изменения стереотипов поведения, взглядов и ценностей миллионов жителей России. Доля развлекательных телепередач намного превышает долю передач интеллектуальной направленности (например, на Первом канале доля развлекательных передач за неделю составляет примерно 48% от общего объема вещания, а доля программ интеллектуальной направленности — примерно 17%). Огромное количество сериалов практически полностью занимают сознание граждан, отвлекая их от реальной жизни и от реальных проблем. Зрители подсознательно начинают жить жизнью героев телесериалов, а не своей собственной. Предлагаются готовые модели поведения и ценности.
  • 8) Новости и информационные программы. Используется прием фабрикации фактов, дезинформации, замалчивания важной информации и выпячивания малозначительной. Во время предвыборных и рекламных кампаний информационная подборка основана на создании и удержании положительного имиджа государства или его руководителей. Приемы ссылки на авторитетных экспертов для подтверждения информации, использование языка как инструмента социальной власти применяются регулярно. Цель этих действий одна — прогнозируемая реакция получателей информации. Наличие в информационной программе прямого диалога с каким-либо политиком, бизнесменом или государственным деятелем в большинстве случаев можно рассматривать как имитацию объективности. Острые и неудобные вопросы просто не задаются. В случаях если они имеются, чиновник, обладающий психологической подготовкой, часто использует увертки, уклончивые ответы или ответы на другую тему. Естественно, все это существенно снижает достоверность информации. Случаи открытого конструктивного диалога или интервью по существу события достаточно редки. Очень часто манипулирование применяется в репортажах «с места событий». Они создают у зрителя ощущение достоверности и сопричастности, поэтому практически гарантируют то, что зритель поверит в передаваемую информацию. Здесь применяется и такой прием, как трансляция видеоматериалов из архива. Человек может контролировать, «фильтровать» сообщения, которые он получает по одному каналу, например, через слово и через зрительные образы. Когда эти каналы соединяются, эффективность внедрения в сознание резко возрастает — «фильтры» рвутся. Текст, читаемый диктором, воспринимается как очевидная истина, если дается на фоне видеоряда — образов, снятых «на месте событий».
  • 9) Ток-шоу — многие телеканалы сегодня ими просто изобилуют, и темы — любые: от насилия до оптимального количества детей в семье; объединяет их ряд свойств:
    • • ток-шоу предлагают готовые модели поведения, навязывают обществу определенные ценности;
    • • несмотря на представление различных мнений, непосредственные реакции и эмоции участников, у зрителя создается ощущение наигранности, спланированности, разыгрываемого спектакля;
    • • хотя ток-шоу предлагают зрителям делиться своими мнениями посредством звонков в студию, часто ведется рейтинг, все ток-шоу заранее отсняты. За подготовкой этих программ обычно стоят профессиональные психологи. В результате влияния ток-шоу снижаются нравственные и моральные нормы, поскольку в них можно увидеть драки и бранные ссоры между участниками (что тоже спланировано, ведь подробности из жизни людей, особенно неприглядные, всегда интересовали массовую аудиторию).

У каждого человека на протяжении жизни возникают определенные ситуации, которые происходят также и в жизни других людей. Интерес к ток-шоу высок, поскольку они предлагают своим зрителям готовые модели поведения в ситуациях, которые знакомы каждому. Ток-шоу рассказывают о подробностях личной жизни своих героев, затрагивая при этом стремление людей быть членом общества и чувствовать, что такие же проблемы существуют и у других людей;

• использование «звезд» любого формата — ток-шоу (как и многие

передачи и аналитического, и развлекательного характера) сегодня ведут и популярные спортсмены, и певицы, и телеведущие,

и актеры, и модельеры...

10) Реалити-шоу — тенденция последних лет («Дом-...», «Званый ужин», «Кулинарный поединок» и др.). Свойства и их построение такие же, как и у обычных ток-шоу.

С достаточной долей объективности можно отметить, что телевидение является самым мощным оружием манипулирования общественным мнением. «Убаюкивающий эффект» обеспечивает пассивность восприятия. Сочетание текста, образов, музыки и домашней обстановки расслабляет мозг. Этому же способствует и умелое построение программ. Информация, полученная по радио или из печатных СМИ (только по одному каналу восприятия), требует того, чтобы люди «додумывали» ее, включая при этом свое воображение. Телевидение же воздействует и на слух, и на зрение одновременно, поэтому критическое восприятие человека притупляется и увеличивается возможность воздействия на него. Телевидение часто не отражает реальность, а создает ее, конструируя, повторимся, квазиреальность.

Вопросы и задания

  • 1. Каким образом СМИ влияют на формирование общественного мнения?
  • 2. Назовите основные функции СМИ.
  • 3. Перечислите и охарактеризуйте основные примы работы печатных СМИ.
  • 4. В чем особенности работы радио?
  • 5. Перечислите особенности Интернета как коммуникативного средства.
  • 6. Расскажите подробно о приемах, используемых в Интернете.
  • 7. Приведите примеры работы Интернет (анализ информационного сайта).
  • 8. Расскажите об особенностях манипулятивных приемов, используемых телевидением.
  • 9. Составьте подробный рассказ об отдельных приемах, используемых телевидением (на конкретных примерах).
  • 10. Составьте план-проект ток-шоу (выбор темы за вами).
  • 11. Прокомментируйте недельную программу одного из центральных каналов.
  • 12. Сделайте анализ рекламных роликов и частоты их повторения на различных каналах.
  • 13. Проанализируйте вербальное содержание рекламных роликов.
  • 14. Подготовьте деловую игру «Интервью с политиком» (производителем товара, кандидатом в депутаты и т.д.).

  • [1] Лид — первые строки газетной статьи, выделяются жирным шрифтом или курсивом. Задача лида — привлечь внимание читателя к материалу, «пригласить» его к чтению.
 
<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>